Быт и нравы молодёжи.

15 березня 2013 - Stanley

Харьковские ведомости 14 января 1905г
Быт и нравы Молодёжи.
сл. Ольшана, Харьковский уезд.
В последние два-три года наша сельская молодёжь преобразилась до неузнаваемости: свитки,кожухи,чоботы, капелюхи и проч. крестьянское платье отошло в область предания. Таковое заменили общемещанские городские костюмы: фуражки с узкими кругами, бобриковые пиджаки, щегольские лаковые сапоги и т.п. Можно было бы порадоватся этому явлению, если бы стремление красиво и модно одеватся было вызвано культурностью этого люда, а не жалким подражанием моде- обезьянством. К сожалению, последнее- непреложная истина, ибо луч цивилизации, можно с уверенностью сказать, ничуть не коснулся щеголеватых "парубков", за очень немногими исключениями.
 Наружная шлифовка нисколько не останавливает наших парней от диких бесчинств. Так например: обливание смолою ворот, ломание плетней и т.п. дебоширства в полном ходу; такие выходки не только не осуждаются молодёжью, как явный признак невежества и дикости нравов, а вызывают одобрительные отзывы.
     Дневные развлечения наших молодцов в праздничное время выражаются в картинках, очень ярко рисующих их нравы. Собравшись гурьбой и хватив "монопольки" через край, отпускают такие словечки, от которых 70 летние старцы краснеют; а иной, поймав подвернувшуюся возле себя девушку, одной рукою расстёгивает у пленницы на груди кофточку, вызывая этим поощрительный хохот неугомонных товарищей; при чём, болшей частью такие выходки проделываются на глазах отцов и матерей.
  Я сказал, что есть немногие исключения, потому что у нас в слободе можно насчитать десятка два таких молодых людей, которые очень резко отличаются от общей массы сельских парней своей нравственностью и благородным стремлением к разумным развлечениям. Но, к прискорбью, кружок этот поставлен в очень затруднительное положение и, при всём желании прогрессировать не может, так как в нашей слободе ни народной чайной ни читальни нет.
  Правда, есть школьная библиотека, которая помещается в волостном архиве, но помещение здесь скорее можно назвать чуланом, а не жилой комнатой, и в нём невозможно побыть хотя бы несколько минут без риска простудить голову, настолько оно сырое и холодное, а не то, чтобы, сколько-нибудь посидеть там почитать.
  Помимо этого никаких иных благородных развлечений у нас нет, прямо таки "негде душу отвести". Ителлегенция наша, состоящая из двух господ  врачей-холостяков и 8 душ учителей обеего пола местных народных училищ умеет только в часы досуга очень красиво побранить дикость нравов наших сельчан, но никто из них не рискнёт взять на себя труд предпринять что-ниюудь такое, что бы могло сколько-нибудь развлекать нашу молодёжь и в то же время просвещать невежество её. Хотя бы, например устроили народное чтение с туманными картинами. Кстати сказать, у нас в распоряжении одного из господ учителей местного народного училища находится довольно порядочный волшебный фонарь с экраном и картинами, приобретённый три года тому на средства уездного земства по инициативе бывшего законоучителя 2-го ольшанского народного училища свящ. о. Василия Сукачёва, перешедшего на службу военным священником в город Темир-Хан-Шуру около года тому назад. Фунционировал волшебный фонарь до времени перехода о. Василия в гор. Темир-Хан-Шуру в здании означеного училища, которое каждый раз переполнялось слушателями обеего пола и разного возраста; при чём чтения велись по очереди местными учителями.
  И порадовались бы ольшанцы такому отрадному явлению. Но ушёл от нас дорогой батюшка о. Василий и функция фонаря прекратилась. Теперь фонарь мирно почивает под толстым слоем пыли, а наша интеллегенция по-прежнемк энергично и красноречиво бранит невежество обывателя.

Коментарі (0)

Коментарі відсутні. Ваш буде першим!

← Назад

Яндекс.Метрика