Євангелісти Миколаївської церкви

7 січня 2018 - Stanley

 

 

«Евангелисты» из храма Св. Николая в с. Ольшаны Харьковской области

// Культурна спадщина Слобожанщини. Число 27. - Х.: Курсор, 2013. - С. 157-165.

Шулика В.В.
Гребнев Я.В. краевед

 

Деревянный храм в с. Ольшаны Дергачевского района Харьковской области – старейший деревянный храм Cлобожанщины, который чудом сохранился.
Исследования Свято-Николаевского храма началось еще во второй трети ХIХ в. Св. Филарет (Гумелевский) свидетельствует, что храм св. Николая в Ольшанах упоминается в переписи 1724 г. [14, с. 160]. В перечне ольшанских храмов св. Филарет называет его последним, вероятно, считая его не самым большим и значимым. По данным 1741 г. известно, что храм имел придел Положения ризы Богородицы и, что при храме служило два священника Даниил Скобинский и Григорий Алексеев, а после них сыновья Д. Скобинского – Григорий (с 1741) и Антоний (с 1740). Св. Филарет упоминает знаменитые местные иконы храма, запрестольный крест 1708 г. и старопечатные книги 17-18 вв. [14, с. 161]. Метрики Ольшанского Николаевского храма начинаются с 1726 г. [14, с. 163].
К. П. Щелков, в своей «Исторической хронологии…» (1882 г.) указывает, что в 1753 и 1877 гг. церковь Св. Николая возобновлялась (т.е. ремонтировалась) [19, с. 112, 300].
В начале ХХ в. прот. П. Фомин (1914) сообщает, что основание Николаевского прихода в Ольшанах связано с переселением Заднепровских украинцев в конце XVII в. Николаевский храм историк называет одним из древнейших в крае [15, с. 131]. Согласно П. Фомину храм был построен в 1753 г. и освящен св. Иоасафом Белгородским и является одним из первых трехкупольных деревянных храмов Слобожанщины [15, с. 192-193]. П. Фомин обращает внимание на древние местные иконы храма, отмечая «черкасский» стиль и латинские влияния [15, с. 135].
В 1928 г. С.А. Таранушенко провел полевые исследования Свято-Николаевской церкви. Ученый называет дату постройки храма 1753 г., указывая, что в 1870-е гг. был проведен ремонт фундамента, а в 1911-1913 гг. храм был расширен. Были пристроены боковые притворы и построен переход между бабинцем и колокольней [9, с. 76]. В наше время исследованием ольшанских древностей и в частности храма св. Николая на протяжении многих лет занимается Я.В. Гребнев [2]. Я.В. Гребнев высказал вполне вероятное предположении о том, что в Николаевском храме мог бывать Г.С. Сковорода, т.к. провел последние годы жизни в поместье А. Ковалевского в с. Ивановка Ольшанская (Пан-Ивановка, Сковородиновка). Я.В. Гребнев поставил в известность общественность о сенсационной Ольшанской находке, которой посвящена данная статья.
Следует уделить несколько строк истории храма в советское время. В 20-х гг. Николаевский приход остался верен Патриаршей церкви. В 1928-м году состоялась первая попытка реставрации "местных" икон Николаевского храма, о которых сообщает еще св. Филарет. Работа производилась неквалифицированно.
Во время немецкой оккупации Николаевский храм одно время использовался для содержания военнопленных. Однако известно и о благоговейном почитании немцами этого храма, когда они организованно выстраивались перед ним на молитву. На церковном погосте во время войны была устроена братская могила, в которой погребались как советские, так и немецкие солдаты. Позже это захоронение было перенесено.
О существовании храма в послевоенные годы данные достаточно противоречивы. Считается, что Свято-Николаевский храм никогда не закрывался, хотя имеются сведения от местных жителей, что он все-таки одно время служил складом.
Во время неоднократных косметических ремонтов советского периода, храм снаружи и изнутри был оббит дерево-волокнистой плитой, которую окрасили толстым слоем эмали. Такая облицовка нарушила естественный влаго- и воздухообмен деревянной конструкции. Дубовые бревна, простоявшие несколько столетий начали разрушаться. В начале 2012 г. во время очередного ремонта была удалена поздняя обшивка парусов, на которых оказались изображения четырех евангелистов, украшавшие первоначальный интерьер храма. Значимость данной находки трудно переоценить, т.к. перед нами единственные сохранившиеся аутентичные росписи деревянного слобожанского храма XVIII в. 
Росписи храма в Ольшанах представляют собой изображения четырех евангелистов, расположенных в следующем порядке: в северо-восточном парусе помещен Матфей, в северо-западном Лука, в юго-западном Марк, и в юго-восточном Иоанн. Евангелисты изображены в облаках, на золотисто-оливково-коричневом фоне. Св. апл. и ев. Матфей изображен в виде седовласого мужа, в зеленых одеждах, с открытым кодексом в левой руке. Его правая рука находится на поясе. Св. апл. и ев. Марк изображен в красном хитоне и охристом гиматии. Голова апостола покрыта гиматием. Правая рука апостола находится между страниц полузакрытого кодекса. В правом нижнем углу изображен символ апостола – лев (сильно утрачен). Св. апл. и ев. Лука изображен с пышными седыми волосами и бородой. Он одет в красный хитон и синий гиматий. Поза апостола наиболее динамична. Его фигура обращена влево, в то время как голова повернута вправо. Левой рукой апостол держит кодекс. В правом нижнем углу изображен символ апостола – телец. Св. апл. и ев. Иоанн изображен в виде безбородого юноши. Он одет в оливковый хитон и красный гиматий. На коленях апостола лежит открытый кодекс. В кодексе текст, написанный латинскими литерами. Указательным пальцем левой руки апостол указывает на текст кодекса. Правая рука поддерживает книгу. Справа от апостола помещен ангел, который указывает на апостола. Ангел изображен в виде полуобнаженного юноши. Его лик, повернутый в сторону св. Иоанна, изображен в профиль.
Росписи находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в срочной реставрации. Красочный слой имеет многочисленные утраты вызванные движением волокон древесины. Имеются шелушения красочного слоя. Роспись покрыта плотным слоем загрязнений, состоящих из копоти и пыли. Загрязнения искажают цветовую гамму росписей и скрывают некоторые детали изображений. 
Интерьер деревянного слобожанского храма XVII – XVIII вв. не имел сплошной росписи стен. Как правило, расписывались только купол и паруса. На дощатую поверхность стен развешивались иконы. Все внимание сосредотачивалось на резном иконостасе. В куполе храма помещался образ Господа Саваофа, а на парусах образы четырех евангелистов. Такой интерьер слобожанских деревянных храмов можно увидеть на фотографиях С. Таранушенко. Это Спасский и Покровский храмы в с. Олешня Сумской обл. [7, с. 42], Николаевский храм в г. Ахтырка [7, с. 46], Введенский храм в с. Артемовка [7, с. 43] и храм Рождества Христова в с. Берека Харьковской обл. [7, с. 56]. Такой тип организации сакрального пространства сохранился и в Ольшанах. Кроме образов четырех евангелистов в алтарном куполе сохранился образ Господа Саваофа, написанный на металле. Этот образ, выполненный по мотивам картины Дж. Беллини «Бог Отец благословляющий», относится уже к другой эпохе истории храма. Иконы, написанные с «Бога Отца…» Дж. Беллини были широко распространены на Слобожанщине во второй половине ХІХ в. Можно предположить, что данная роспись на металле была установлена во время ремонта храма 1877 г. поверх более древнего, вероятно утраченного изображения.
Середина XVIII в., когда был обновлен/построен храм в Ольшанах, является временем перемен, как в жизни Украины, так и в украинском искусстве [5, с. 73]. Если в политической жизни Гетманщины и Слобожанщины это время постепенной ликвидации политической автономии и казацкого самоуправления, то в иконописи вторая половина XVIII в. характеризуется проникновением в стиль барокко, господствующий со второй половины XVII в., новых стилей – классицизма и рококо [6, с. 74]. Богато орнаментированные иконы с фактурными золоченными левкасами первой половины XVIII в. постепенно стали вытесняться иконами, сдержанными по колориту. Золотой блеск стал постепенно сменяться сначала серебрением, а затем полным исчезновением сусального метала.
Демонстрацией нового церковного искусства стал храм св. Андрея Первозванного в Киеве, благоустройство которого хронологически совпадает с датой постройки/возобновления храма Св. Николая в Ольшанах. Храм Св. апл. Андрея Первозванного в Киеве (1752-1756 гг.) стал первым и наиболее характерным памятником, знаменующий переход к новому стилю в церковном искусстве. Коричнево-оливковая гамма икон, утрата четкой иконографической схемы, окончательное проникновение образного языка светского искусства, золочение только архитектурных элементов и элементов резьбы иконостаса, стало признаком переходного стиля. Не случайно над иконостасом и росписями Андреевского храма работали светские мастера А. Антропов, Г. и Д. Левицкие и пр. [6, с. 74]. Мы не располагаем точной датой росписи Ольшанского храма но, сопоставляя общие тенденции, характерные для церковного искусства второй половины XVIII в. и дату постройки/возобновления храма можно сделать вывод о соответствии росписи храма дате «вскоре после 1753 г.». Об этом говорят и облачные оливково-коричневые фона и характерные позы апостолов. Евангелисты изображены не в хронологии, согласно написанию Евангелий, как они обычно изображаются, а как бы крест накрест. Некоторая непоследовательность в изображении символов евангелистов, а также непривычные портретные характеристики апостолов являются отголоском тенденции новой иконографической трактовки православного образа, который мы наблюдаем в целом ряде памятников данного периода: это икона Богородицы «Неувядаемый цвет» из фондов НХМУ [12, с.191,251], икона Богородицы «Пасовская-Цареградская» в храме Рождества Христова в с. Уланок (Суджанский р-н. Курская обл. РФ) [18], Пряжевская икона Богородицы в Горнальском монастыре (Суджанский р-н. Курская обл. РФ) [16], «Роменская Мадонна» Г. Стеценко (г. Ромны Сумской обл.) [13, с. 239], а так же иконы опубликованные Е. Рединым в «Альбоме выставки XII археологического съезда в Харькове» [1]: икона св. велм. Варвары 1791 г. из ризницы Святогорского монастыря [1, Таб.V], икона Богородицы Параклесис из храма Архангела Михаила в с. Бабаи [1, Таб.VІІІ], иконы Спасителя и Богородицы из с. Константиновка [1, Таб.ІХ], икона Благовещение из с. Андреевка [1, Таб. Х], иконы Христос и Богородица 1790 г. из с. Гомольша [1, Таб. ХIII], икона «Плоды страстей Христовых» из Купянска, икона Богородицы «Семистрельная» (Mater dolorosa) из с. Боромля [1, Таб. ХІV], икона «Христос щедрот неизмеримых пучина» из храма Архангела Михаила в с. Бабаи, икона Коронование Богородицы из с. Кунье [1, Таб. ХV], икона «Святое семейство» из Путивля [1, Таб. ХVІ]. Данные иконы, хотя и разного художественного уровня, демонстрируют одинаковую передачу пространства, отход от традиционных иконографических схем, интерес к западноевропейскому иконографическому источнику.
На росписях в храме св. Николая в Ольшанах позы апостолов динамичны. Евангелисты изображены в движении, как бы на минуту присевши. Характерен для церковной живописи XVIII в., указывающий на Евангелие перст св. апостола Иоанна Богослова. Указующий перст можно встретить в иконах XVIII в., написанных в разных украинских иконописных центрах, а так же в кушбушках иконописной мастерской Киево-Печерской лавры, опубликованных П. Жолтовским [4]. Особенно часто этот жест встречается в сцене Благовещения, где архангел Гавриил указывает на слетающего к Богородице голубя [17].
Портретные характеристики апостолов демонстрируют отход от византийской иконографии, общие черты которой еще сохранялись в первой половине XVIII в. и снова возвращаются в ХІХ ст. Если апостол Матфей изображен традиционно с пышными седыми волосами и бородой, то апостол Марк, изображавшийся в Византийских памятниках как мужчина средних лет, с аккуратно подстриженной черной бородой и волосами, на ольшанской росписи изображен с седой бородой. Апостол Лука, известный по византийским изображениям как человек средних лет с небольшой каштановой бородкой и темными волосами, в ольшанском храме изображен как седовласый старец. Апостол Иоанн Богослов наоборот изображен молодым, безбородым юношей, хотя в момент написания Евангелия был глубоким старцем, что подтверждают его византийские изображения.
Несомненный интерес вызывает текст кодекса св. Иоанна Богослова. Текст представляет собой первый стих первой главы Евангелия от Иоанна, написанный на церковно-славянском языке латинскими литерами. Хотя текст Евангелия имеет много утрат, уверенно читается: «Ot iioanna / vnacale bїslo…(…) /uboho(a?) iboh bїslo/ (…). (От Ииоанна/ в начале бе сло…(…)/ у Бога и Бог бе сло/ (…)). Двойное «І» находится и в имени «Иоанн» в надписании над фигурой апостола в росписи: «СВ: ЕВ: ІИОАНЪ». Надписания над другими апостолами более традиционные: «СВ: ЕВ: МАТ?ЕЙ» «СВ: ЕВ: МАРКЪ» «СВ: ЕВ: ЛУКА».
Росписи обнаруживают непоследовательность в изображении символов Евангелистов. Если апостолы Лука и Марк изображены со своими символами Тельцом и Львом, то евангелист Матфей изображен без символа, а возле Иоанна Богослова изображен ангел. Судя по указующему персту, ангел диктует апостолу текст Евангелия. Здесь возникает явное несоответствие возраста св. Иоанна на изображении и возраста апостола в момент написания Евангелия. Игра указующих жестов показывает, что ангел поведал Евангелие св. Иоанну, а тот в свою очередь нам.
Обращение к фотографиям интерьера храма, выполненных С.А. Таранушенко [7, 10], позволили сделать еще одно интересное наблюдение. На фотографиях паруса храма украшают совершенно другие изображения Евангелистов. Это позволяет сделать вывод, что исследователи церковных древностей Слобожанщины конца ХІХ – нач. ХХ в. не могли видеть эти росписи. Можно предположить, что старинные росписи Николаевского храма были скрыты в конце ХІХ в. в период управления Харьковской епархией архиепископа Амвросия (Ключарева) (1882-1901). При арх. Амвросии многие старинные храмы епархии приобрели черты псевдорусского стиля, а из интерьеров были убраны скульптура и иконы, которые имели элементы латинской иконографии. Вольно трактованные иконописцем образы апостолов заменили традиционные изображения, выполненные на холстах (или металле). Апостол Матфей со своим символом – человеком (ангелом), а апостол Иоанн, как и на древних памятниках, седовласым и со своим символом – орлом. К сожалению, мы не располагаем фотографией западной части храма, где на парусах можно было бы разглядеть изображения апостолов Марка и Луки. Судьба росписей ХІХ века, скрывших первоначальные росписи храма не известна.
Существует старинное местное предание, согласно которому мир будет стоять до тех пор, пока стоит храм св. Николая в Ольшанах. Современное состояние Ольшанского храма волей-неволей наводит на апокалиптические размышления. Однако, если здание храма все же удастся на некоторое время сохранить, то росписи XVIII в. может постичь печальная участь гораздо быстрее и, таким образом, мы можем лишиться последней монументальной росписи Слобожанского деревянного храма XVIII в.
Выводы. 
Анализ литературных источников показал, что храм св. Николая в Ольшанах, несмотря на полуторастолетнюю историю исследований, до сих пор содержит ряд вопросов. До конца не были выяснены, как точная дата его постройки, так и степень изменения его внешнего вида в 1753 г., была ли это просто перестройка храма (т.е. возобновление), либо было возведено принципиально новое здание.
Росписи парусов храма св. Николая в Ольшанах выполнены вскоре после постройки/возобновления храма в 1753 г. Подтверждением данной атрибуции служат: золотисто-оливково-коричневые облачные фона росписей, динамичные позы фигур апостолов, отход от классических иконографических схем и портретных характеристик изображаемых. Особый интерес вызывает текст кодекса св. Иоанна Богослова, написанный на церковнославянском языке латинскими литерами. Интерьер Ольшанского храма, с обнаруженными аутентичными росписями, является единственным уцелевшим подобным памятником на Слобожанщине и нуждается в охране и реставрации.
Данная статья открывает перспективы для дальнейших исследований внутреннего убранства деревянных Слобожанских храмов, а так же исследований в области палеографии и литературного краеведения (текст кодекса св. Иоанна).

Список литературы.

  1. Альбом выставки двенадцатого археологического съезда в Харькове 1902 г. /с предисловием и объяснением Е. К. Редина. – Х., 1902. – 57 с.
  2. Гребнев Я.В. Николаевский храм в селе Ольшаны Дергачевского района – окно в мир традиций и искусства старой Слобожанщины / Я.В. Гребнев // Пам`яткознавчи погляди молодих вчених ХХІ ст. Збірка наукових статей з памяткознавчої роботи. – Х: Курсор, 2011. – Випуск 2. – С.77-82.
  3. Давня Українська ікона з приватних збірок / авт. вступ. ст. О. Сидор. – К.: Родовід, 2003. – 334 с.
  4. Жолтовський, П. М. Малюнки Києво-Лаврської іконописної майстерні / П.М. Жолтовський. – К.: Наукова думка, 1982. – 286 с.
  5. Жолтовський, П. М. Український живопис XVII – XVIII ст. / П.М. Жолтовський. – К.: Наукова думка, 1978. – 327 с.
  6. Степовик, Д. Історія української ікони Х-ХХ ст. / Д. Степовик.– К.: Либідь, 1996. – 438 с.
  7. Таранушенко, С. Іконостаси Слобідської України / С. Таранушенко. – Х.: ХПММС, 2011. – С. 114-115.
  8. Таранушенко, С. Мистецтво Слобожанщини XVII-XVIII століття / С. Таранушенко. – Х.: Видавництво музею українського мистецтва, 1928. – 9 с. 36 іл.
  9. Таранушенко, С. Монументальна дерев’яна архітектура Лівобережної України / С. Таранушенко. – К.: Мистецтво, 1976. – С. 145-146.
  10. Таранушенко, С. Пам’ятки архітектури Слобідської України / С. Таранушенко. – Х.: ХПММС, 2011. – С. 129-131.
  11. Таранушенко, С. Пам’ятки мистецтва старої Слобожанщини / С. Таранушенко. – Х.: Експер-клубдрук. справи, 1928. – 2 с. 114 табл.
  12. Український іконопис ХІІ – ХІХ ст. з колекції НХМУ: альбом / передм. А. Мельник, авт. ст. Л. Членова. – Хмельницький: Галерея, К.: Артанія Нова., 2005. – 256с.
  13. Уманцев, Ф. С. Мистецтво Давньої України / Ф.С. Уманцев. – К.: Либідь, 2002. – 326 с.
  14. Филарет (Гумилевский), арх. Историко-статистическое описание Харьковской епархии / архиепископ Филарет (Гумилевский).—в 3-х т. – Х.: Райдер, 2004. – Т.1.-- 328 с.
  15. Фомин, П. Г. Церковные древности Харьковского края / П.Г. Фомин. – Х.: ХЧМГУ 2011. – 237 с.
  16. Шулика В. В. Пряжевская икона Пресвятой Богородицы на Слободской Украине // Волинська ікона: дослідження та реставрація. Матеріали XV міжнародної наукової конференції м. Луцьк, 25-26. 09. 2008 р. – Луцьк: Волинський краєзнавчий музей, Музей волинської ікони, 2008. – С. 77-82.
  17. Шулика, В. В. Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» из собрания Харьковского художественного музея / В.В. Шулика // Волинська ікона: дослідження та реставрація. Матеріали XVII міжнародної наукової конференції м. Луцьк, 21-22. 10. 2010 р. – Луцьк: Волинський краєзнавчий музей, Музей волинської ікони, 2010. – С. 59-66.
  18. Шулика, В. В. Икона Пресвятой Богородицы Mariahilf – Пасовская-Цареградская / В.В. Шулика // Волинська ікона: дослідження та реставрація. Матеріали XVIII міжнародної наукової конференції м. Луцьк, 27-28. 10. 2011 р. – Луцьк: Волинський краєзнавчий музей, Музей волинської ікони, 2011. – С. 109-118.
  19. Щелков, К.П. Историческая хронология Харьковской губернии / К.П. Щелков. – Х.: Университетская типография, 1882. – 365 с.

  1. Храм Св. Николая в с. Ольшаны. Фото Шулики В.В.
  2. Св. ев. Мафей. Роспись парусов в храме св. Николая в Ольшанах. Фото Шулики В.В.
  3. Св. ев. Марк. Роспись парусов в храме св. Николая в Ольшанах. Фото Шулики В.В.
  4. Св. ев. Лука. Роспись парусов в храме св. Николая в Ольшанах. Фото Шулики В.В.
  5. Св. ев. Иоанн. Роспись парусов в храме св. Николая в Ольшанах. Фото Шулики В.В.
  6. Интерьер храма св. Николая в Ольшанах. Фото Шулики В.В.
  7. Господь Саваоф. Роспись восточного купола храма св. Николая в Ольшанах. Фото Шулики В.В.

 

 

Подібні матеріали:

Історичний архівФиларет. з "Історико-статистичного опису Харківської єпарпхії"

ІсторіяЯк вільшанців на іконах намалювали

ІсторіяВустами кобзаря.

Коментарі (0)

Коментарі відсутні. Ваш буде першим!

← Назад

Яндекс.Метрика